Скорее всего, прав был босс фирмы Oreca Хью де Шонак, когда рассуждал о причинах большого отрыва турбодизельных машин от бензиновых. Опытнейший специалист указал на то, что технологией TDi занимаются исключительно заводские команды. Если бы они вкладывали схожие средства в развитие более привычных моторов, отрыв сохранялся бы, пусть и менее заметный.
Девять секунд, которые турбодизели привозят всем остальным, – явно не то преимущество на которое рассчитывали люди из АСО, вводя новые ограничения. Однако возможность применить статью 19 (местный «баланс сил») появится лишь после гонки в Спа, так как любые изменения могут быть внесены только после сравнения результатов по двум заездам.
Кроме того, заводские гонщики Audi и Peugeot снова проезжают круг по кольцу Сарте быстрее, чем за 3.30. А одной из главных причин введения нового регламента было стремление замедлить прототипы. Удалось это не в полной мере.
Если в лидерстве заводских машин ничего удивительного нет, то пребывание марки Audi на верхней строчке можно назвать неожиданным результатом. До этого момента в большинстве испытательных сессий, которые были ориентированы на прохождение относительно коротких отрезков, обычно первенствовали гонщики Peugeot.
На этот раз лучший результат (3.27,687) остался за Томом Кристенсеном, который уже освоился на борту «звездолета» R18. Рядом расположился «молодежный» экипаж, выигравший предыдущий марафон в Ле-Мане. Стефан Сарразан на французской спортивной машине смог проехать свой лучший круг за 3.27,876. Примерно в этом темпе ехали прототипы R10 в 2008 году, а в квалификации сняли с этого результата 3-4 секунды.
Стоит отметить, что в тестах приняли участие и резервные гонщики двух команд. На «льве» ездил Жан-Карл Верне, а на купе Audi – Марко Бонаноми. Последний оказался на пять секунд быстрее.
Машины вели себя по-разному на трех секторах. На стартовом немного лучше выглядели новые французские купе. На прямой Унодьер темп соперников был примерно одинаков, а вот на третьем отрезке пути быстрее оказались немецкие автомобили. В связке Porsche новый 908 проигрывает по скорости даже своему предшественнику (247 км/ч против 242 км/ч) и, естественно, уступает R18 (252 км/ч). Впрочем, по ходу гонки немцам реализовать свое преимущество будет трудно, потому что именно в этом месте обгонять круговых гораздо сложнее, чем на втором секторе.
Интересно, что машины R18 с первого раза не смогли пройти техническую инспекцию из-за небольших несоответствий регламенту в передней части кузова. Прототипы Peugeot 908 отметились максимальной скоростью (340 км/ч) и неплановой сменой мотора на одном из автомобилей.
А вот частники из Oreca откатали день без проблем с техникой, прошли более 100 кругов, на лучшем из которых Лоик Дюваль уступил лидерам чуть более трех секунд. Ясно, что подопечные Хью де Шонака в этом году сделают ставку на надежность.
А что же бензиновый лагерь? Вряд ли можно ожидать чуда от команд, чей годовой бюджет не превышает затрат отделов логистики турбодизельных титанов (так пошутил один из гонщиков Peugeot).
Лучшее время показал экипаж Pescarolo Team. Эммануэль Коллар, в чьем распоряжении было старое шасси Pescarolo 01, оборудованное не менее пожилым двигателем Judd, опередил соперников на более свежей технике. Впрочем, из-за использования прошлогоднего двигателя точно подобрать размер рестрикторов невозможно, и преимущество, при желании, можно объяснить лишь этим. И, конечно, колоссальным опытом инженеров и механиков Анри Пескароло.
Позади «зеленых шлемов» оказались новые купе Lola-Toyota, для которых заезды на кольце Сарте стали своеобразной обкаткой. Английская фирма специально для команды Rebellion подготовила новую версию шасси B10. Изменения коснулись носового обтекателя, сплиттера, колесных арок (теперь можно установить модные широкие колеса) и стоек заднего антикрыла. Стоит отметить, что эта версия шасси Lola B10 не будет продаваться другим командам.
Небольшие коллективы тоже готовы генерировать идеи. Инженеры Oak оборудовали свой прототип Pescarolo 01 новым антикрылом с ребристой поверхностью. Идея использовать эффект «мяча для гольфа» не нова. В одном из научно-популярных телевизионных шоу даже проводили испытания машины, кузов которой был покрыт многочисленными впадинами. По идее, такая необычная поверхность должна повысить аэродинамическую эффективность кузова. Новинка помогла сине-оранжевым прототипам держаться поблизости от красно-золотистых купе Lola-Toyota и показать лучшую максимальную скорость среди бензиновых автомобилей (325 км/ч).
Неприятно удивили своих поклонников представители марки Aston Martin. Заводской прототип AMR One, оснащенный новой системой выхлопа, оказался не только медленнее, но и ненадежнее частного купе DBR1-2 команды Kronos.
Если Максиму Мартену без какой-либо подготовки удалось пройти круг за 3.41,6, то опытнейший Дарен Тернер потратил на проезд по кольцу Сарте на 10 секунд больше. А всего гонщики заводской команды смогли намотать около полутора десятка кругов. По максимальной скорости (301 км/ч) англичане лишь чуть-чуть опередили быстрейшее купе класса GTE (Felbermayr-Porsche разогналось до 295 км/ч).
В два раза больше подопечных Дэвида Ричардса проехал гибрид Oreca Lehmann Flybrid. Меньше смог пройти прототип Zytek, оснащенный схожей системой рекуперации кинетической энергии. У обоих экипажей возникли трудности в день технической инспекции. Пилотам было предложено проехать 400 метров на электротяге со скоростью 60 км/ч с обязательной остановкой (сымитировать подъезд и выезд от гаража). Однако накопленного заряда не хватило для прохождения испытания. В АСО решили, что метод проверки стоит доработать и позволили командам принять участие в тестах.
Один из главных игроков в бензиновом «зачете» (Highcroft с удивительной баркетой ARX-01e) в тестах участия не принимал. Глава коллектива Дункан Дайтон считает, что его подопечные будут уступать лидерам около шести секунд. А когда на трассу выйдет купе, которое сейчас проектирует Ник Уирт, отставание сократится вполовину. Нынешний сезон рассматривается в качестве подготовительного, и все участники проекта HPD LMP1 сейчас сконцентрированы не на сиюминутных результатах, а на доводке узлов, которые будут использоваться на будущем прототипе.
В классе LMP2 плоды подобного подхода ныне пожинает фирма Oreca. По ходу прошлых сезонов ее шасси-лаборатория Oreca 01 каталось в гонках, не претендуя на высокие места. Однако собранной информации хватило, чтобы создать очень сильную машину 03. Оснащенная новым двигателем Nissan она является очевидным фаворитом класса. Конкуренцию этому сочетанию пока может составить лишь прототип Zytek-Nissan. На нем в Ле-Мане могут поехать отец и сын Брандлы. А на испытаниях в Ле-Мане тон задавали Соей Айяри, Франк Майо, бывший специалист по компьютерным играм Лукас Ордонес и небезызвестный Алекс Према, который будет выступать за «заводскую» команду Oreca. Вклиниться в этот клуб фанатов моторов Nissan смогли лишь представители AF Corse, чье купе Lola оборудовано двигателем Judd-BMW.
А вот прошлогодние лидеры из лагеря HPD уже начинают нервничать. В АСО выделили им слишком мелкие ограничители расхода воздуха, и новый силовой агрегат Honda попросту не тянет. Ни Кристоф Бушю из Level5 (Lola-Honda), ни прошлогодние чемпионы, представляющие знаменитую команду RML (HPD ARX-01d) и близко не подобрались к первому месту. Не помогли даже рестрикторы большего диаметра. Впрочем, у отстающих команд есть еще полтора месяца на подготовку и одна генеральная репетиция перед главным стартом сезона. 7 мая состоится гонка «6 часов Спа», и сражение за победу обещает стать еще более жарким, чем в прошлом году.